Интересное / Доспехи для рыцарских забав

В средние века вовсе не металлические доспехи и латы делали человека рыцарем. Воины в доспехах были и до них, и одновременно с ними, но вот то, в чем они разнились между собой, заключалось, прежде всего, в характере земельного держания, а значит, и в принадлежности к определенному слою общества.
Доспехи для рыцарских забав


А уж характер земельной собственности, равно как и отсутствие оной, определял и все остальное, включая и общественное самосознание.Так вот возникло и понятие о рыцарской чести – что прилично одному, считалось совершенно непозволительным другому. Это особенно наглядно проявлялось в мирное время, когда общие опасности людей уже не сближали, и сословную спесь можно было сколько угодно выставлять напоказ.


Турнир в Бретани. Томас Вудсток, граф Бэкингем и герцог Бретани Иоанн V Завоеватель сражаются пешими на копьях. Около 1483 г. Миниатюра из «Хроник Жана Фруассара». (Британская библиотека)
Еще у древних германцев, по словам римского историка Тацита, были распространены военные состязания и поединки. В эпоху, когда рыцари стали господствующим кланом феодальной Европы, подобные военные игрища распространились еще больше, ведь надо же было хоть как-то занимать себя в периоды вынужденного безделья между войнами!

Турнирный шлем штеххельм или «жабья голова» 1500 г. Нюрнберг. Вес 8,09 кг. Намертво прикреплялся к кирасе. Достаточно было в момент столкновения с противником просто поднять голову, чтобы обеспечить себе стопроцентную защиту лица. (Метрополитен музей, Нью-Йорк)
Постоянная тренировка также была связана с военными упражнениями, из которых, собственно говоря, и родились знаменитые турниры. Название это связано с французским глаголом «поворачивать» – площадки для конных состязаний имели в конце ограждения, у которых бойцам требовалось быстро повернуть коней, чтобы все время быть лицом к лицу с неприятелем, а не показывать ему свою спину. «Кружение», как тогда говорили, являлось парным поединком конных рыцарей, но практиковались и парные пешие поединки, и командные схватки «стенка на стенку».

Подшлемник турнирного шлема 1484 г. (Художественно-исторический музей, Вена)
По имеющимся историческим сведениям, турниры в Европе начали проводить очень рано. Есть упоминание о турнире в Барселоне в 811 году, об очень большом турнире 842 года в Страсбурге, где принимали участие саксонцы, австрийцы, бретонцы и баски. Многочисленные турниры в Германии организовывал король Генрих I Птицелов (919 – 936), и, следовательно, военные игры имели место еще тогда, когда ни о каких металлических доспехах и речи не было, а воины в лучшем случае одевались в кольчуги!

Турнирный салад императора Максимилиана I. Около 1495 г. (Художественно-исторический музей, Вена)
В начале XI века были учреждены строгие правила проведения турниров, так как с течением времени эти когда-то вполне безобидные тренировочные схватки стали ареной для сведения личных счетов, соперничества партий, и убитых на них становилось все больше. Конечно, поединки ради сведения личных счетов существовали испокон веков, однако для их проведения, как и для позднейших дуэлей, поединщики встречались подальше от людских глаз, будучи окруженными лишь самыми доверенными людьми.

Полевые и турнирные доспехи гринвичской школы, датируемые 1527 г. Англия. Высота 185,4 см. (Метрополитен музей, Нью-Йорк)
С другой стороны, были и так называемые поединки «Божьего суда», где по решению судей, но силой оружия решался вопрос кто прав, а кто виноват. Понятно, что и тот и другой вид поединка существовал и до турниров, и... даже после них (дуэль), однако именно турнир, где дозволялось биться не только тупым, но и острым оружием, избавил рыцарей от необходимости уединяться для выяснения отношений или же добиваться справедливости через суд.

Турнирный гарнитур, еще один представитель английских гринвичских доспехов, 1610 года. (Метрополитен музей, Нью-Йорк)
К тому же участие в турнире гарантировало не только честь, но и выгоду, так как победители обычно получали коня и доспехи (вооружение) побежденных, что давало умелому рыцаря очень приличный доход! Первоначально на турнирах дрались тем же оружием, что и в бою, стремясь не доводить дело до смертельного исхода. Потом начали появляться специальные виды оружия для турниров – копья с тупыми наконечниками, облегченные мечи и палицы. Впрочем, использовались они достаточно редко, так как в походах мало кому хотелось обременять свой обоз лишним весом, а вот желающих показать свою удаль и боевое мастерство хватало с избытком. Особенно часто турниры начали проводиться в эпоху крестовых походов, когда на равнинах Палестины европейские рыцари разных национальностей соперничали между собой в военной опытности и массовом умении владеть оружием. Результаты иных побед на турнирах ставились тогда даже выше, чем поражения, нанесенные сарацинам!

Гранарда – дополнительный элемент бронирования турнирного доспеха, служащий для усиления защиты левой стороны груди и левой руки. (Метрополитен музей, Нью-Йорк)
По возвращении в Европу они, однако, сразу же попали в условия, когда их прежняя рыцарская вольница уже не устраивала ни многих королей, ни римско-католическую церковь. Последняя не раз предавала турниры анафеме и всячески старалась их запретить, как, впрочем, и многие другие увеселения. В IX веке турниры были запрещены папой Евгением II, затем их также запрещали папа Евгений III и Александр III в XII веке. Дошло до того, что Климент V в начале XIV века отлучил от церкви всех участников турниров и запретил хоронить их в освященной земле, но... так и не заставил рыцарей отказаться от этой забавы.



Рыцарь с грангардой. Хорошо видные винты, с помощью которых она крепилась к основному доспеху. (Дрезденская оружейная палата)
Единственно, что церкви удалось сделать реально, так это — ограничение турниров днями с пятницы по воскресенье, а в остальные дни они не разрешались.

Несколько больше в искоренении турниров преуспели короли Франции: Филипп Красивый, запретивший их в 1313 году, и Филипп Длинный, подтвердивший этот запрет своего отца в 1318-ом. Но... преемственность в этом деле полностью отсутствовала, и в соответствии с личными вкусами каждого нового короля турниры то запрещались, то разрешались вновь.

В разгар Столетней войны, в 1344 году, король Англии Эдуард III даже выдал специальные охранные грамоты французским рыцарям, чтобы те могли прибыть на турнир в Англию.

До конца XV века рыцари на турнирах бились в основном тупым оружием, но в обычных боевых доспехах. Однако в XVI веке правила вновь ужесточились, стали драться острым оружием. Погибать в игре хотелось еще меньше, чем в бою, и доспехи для турнира «специализировались». Для пешего поединка доспехи делались полностью закрытыми и требовали особой изощренности мастеров в изобретении дополнительных подвижных сочленений.

Комплект для группового боя – стенка на стенку – отличался от боевого только тем, что левая часть груди, плечо и подбородок – места, куда направлялся удар копья, – защищались дополнительной толстой железной пластиной, привинченной к кирасе.

Наконечник турнирного копья XV – XVI вв. Турнирное копье часто расписывалось в цвета герба или конской попоны участника турнира.
Внутри они нередко были полыми или древки надпиливали, чтобы они ломались от средней силы удара по щиту. Наконечник в виде зубчатой короны не мог соскользнуть с деревянного щита, но так как само копье при этом ломалось, удар для рыцаря не был фатальным. Поскольку, по указанным выше причинам, копья были фактически одноразовыми, рыцари брали на турнир сразу по несколько таких копий – иногда до десятка и более. (Метрополитен музей)

Зато доспех для конного копейного поединка мог весить до 85 кг. Он закрывал только голову и торс всадника, но имел толщину около сантиметра и был почти неподвижен – ведь надо было только ударить копьем. Облачали в него рыцаря, посадив на поднятое над землей бревно, так как с земли он сесть на коня не мог, да и выдерживал в нем боец очень короткое время. Турнирное копье имело вид настоящего бревна, с прикрепленным стальным кругом у рукояти – защитой правой руки и правой стороны груди. Конь для турнира также обряжался в особо толстый доспех, да еще поверх стального нагрудника клали толстый кожаный валик, набитый чем-нибудь мягким. Рыцарь сидел в огромном седле, задняя лука которого подпиралась стальными стержнями, а передняя была так широка, высока и простерта вниз, что, окованная сталью, надежно защищала ноги всадника. И все это покрывалось богатейшими геральдическими мантиями, попонами, на шлемах возвышались геральдические фигуры из дерева, копья обертывались лентами.

Вэмплейт императора Максимилиана I 1485 г. с выгравированными на нем лучами Ордена Золотого Руна. Аугсбург. (Художественно-исторический музей, Вена)
Копейные поединки практиковались с барьером и без него. Барьер разделял всадников и делал их столкновение более безопасным, так как удар копьем должен был наноситься противнику справа налево, под углом максимум 75°, что уменьшало его силу на 25 процента. Без барьера один конь мог «пересекать» ход другого, и тогда толчок становился фронтальным и куда более сильным, как на войне. Поединок без барьера долгое время практиковался во Франции, где тяжесть его последствий несколько уменьшалась распространением специальных доспехов и копий из легкого дерева.

Турнирный доспех 1468-1532 гг. Чтобы облегчить удержание огромного турнирного копья в руках, турнирные доспехи снабжали специальными крюками – одним спереди, а другим – для упора – сзади. Последний помогал удерживать копье на линии удара и не позволял ему опускаться (Художественно-исторический музей, Вена)
Лучшим считался удар в середину шлема, поэтому его укрепляли в первую очередь, а так как большинство ударов поражало левую сторону, то ее защищали сильнее правой. При этом в конце XVI века всю левую часть панциря нередко отковывали так, чтобы она составляла одно целое с наплечником, и тогда никаким щитом уже не пользовались.

Из-за того, что такие доспехи, как уже отмечалось, были страшно тяжелы, участники копейных поединков очень скоро перестали вообще надевать поножи и ограничились так называемым полудоспехом — штехцойгом. Если щиток турнирного копья не расширялся в форме небольшого щита, достаточного для защиты с правой стороны, то правая рука еще прикрывалась доспехом. Но при большом щитке и панцире с пластиной во всю левую часть груди руки зачастую и вовсе были не вооружены.

Турнирные доспехи для джостры испанского короля Филиппа I из Арсенала Мадрида. Доспехи эти получили в Испании название «Джоста Реал» и были весьма характерными для XV века.
Салады для боя на копьях имели первоначально очень простое устройство. Но постепенно они стали сложнее и даже получили особые «счетчики ударов» в виде специальных пластинок на налобнике, устроенных так, что от удара они падали, а вместе с ними падали и пристегнутые к ним покрывала, развевавшиеся на шлеме. У других доспехов очень сложное устройство было у нагрудника: когда удар копья поражал всадника в самую грудь, части брони падали!

Рыцарь в полном турнирном снаряжении для джостры. (Дрезденская оружейная палата)
Особенностью доспехов для пешего поединка, кроме наличия множества особо подвижных соединений, являлось то, что внизу они имели нечто вроде железной юбки в виде колокола. Такая конструкция доспеха была хороша тем, что обеспечивала хорошую защиту тазобедренного сустава и одновременно гарантировала для рыцаря высокую подвижность.

Предличный щиток на шлеме имел двойную функцию: с одной стороны, дополнительной защиты, с другой – ограничивал обзор участника поединка, в котором категорически запрещалось наносить удары ниже пояса, что при таком устройстве предличника было довольно-таки затруднительно. При этом доспехе, как правило, употреблялся самый тяжелый шлем типа бургиньот, появившийся почти одновременно с доспехами этого типа.

Многие латы выполнялись «проветриваемыми», т. е. с отверстиями в панцире. Диаметр их был меньше диаметра наконечника копья, поэтому защиту они обеспечивали, зато сам всадник куда меньше страдал в них от жары и духоты. Поверх «проветриваемых» доспехов одевался расшитый гербами турнирный сюрко, так что отверстий на панцире было не видно, и внешне воин выглядел совсем по-боевому.

С этой же целью многие части доспехов стали делать из так называемой «вареной кожи», и постепенно они стали принципиальным образом отличаться от боевых. Об этом не раз жалели многие рыцари «старого закала», которые по-прежнему видели в турнирах не столько увеселение для дам, сколько традиционное военное упражнение, но сделать ничего, естественно, не могли.

Правда, по-прежнему практиковались поединки с чучелом, вооруженным щитом и булавой, которое при неточном ударе поворачивалось и било своего противника в спину.

Турнирные доспехи Иоанна Стойкого, курфюрста Саксонии, конца XV – начала XVI в. Нюрнберг. Типичные доспехи для джостры – конного боя на копьях: шлем «жабья голова», тарч для левой руки и огромный вэмплейт – щиток на древке копья для защиты правой руки. (Художественно-исторический музей, Вена)
Продолжали обучаться владению боевым оружием в замках, но сам по себе характер турнирных поединков с течением времени все более и более принимал вид театрализованного представления, ничего общего с войной не имевшего. Стремление сделать его как можно более занимательным приводило порой к организации копейных поединков на воде, в лодках, где, к вящему удовольствию собравшейся публики, рыцари сбрасывали друг друга за борт, а слуги лазили их доставать!

Немецкий тарч 1450 – 1500 гг. Вес 2,737 кг. Последние образцы щитов — тарчи, использовались уже не в бою, а на турнирах, ну и, разумеется, они очень ярко раскрашивались. (Метрополитен музей, Нью-Йорк)
Другой разновидностью турнира стала «защита проходов». Группа рыцарей в этом случае объявляла, что будет в честь своих дам оборонять какое-нибудь место против всех желающих. В 1434 году в Испании при местечке Орбиго 10 рыцарей в течение целого месяца обороняли мост против 68 соперников, проведя за это время более 700 поединков!

Миниатюра из «Альбома турниров и парадов в Нюрнберге». Конец XVI – начала XVII в. (Метрополитен музей, Нью-Йорк). Рыцари в турнирных доспехах и с самыми причудливыми нашлемными украшениями на голове. Поскольку турнир в данном случае проводился с барьером, доспехи для ног отсутствуют.


Страницы из этого альбома одна красочнее другой…

Вот тут-то рыцарям, кстати говоря, и пригодились их гербы и нашлемные украшения даже больше, чем на войне, ведь болельщики и зрители могли следить по ним за ходом поединков и болеть за их участников.
+4
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.