Интересное / Самая крупная в Европе заброшенная авиабаза

Авиабаза Желява (Zeljava Air Base), она же «Объект 505», база Бихач, комплекс KLEK — крупнейшая подземная авиабаза бывшей Югославии, одна из крупнейших подземных авиабаз Европы времен Холодной войны. В настоящее время брошена и почти забыта.

Самая крупная в Европе заброшенная авиабаза








База расположена на границе между Хорватией и Боснией и Герцеговиной у подножия горы Плешевица, недалеко от города Бихач, Босния. Самый большой подземным аэропорт и военная база-аэродром в бывшей Югославии был одним из крупнейших в Европе
В связи с большой протяженностью территории Югославии для строительства было выбрано плато (330 м над уровнем моря, 15 км в длину и 5 км в ширину) у подножия горы Плешевица недалеко от боснийского города Бихач и деревни Питер Личко Селе (Хорватия).

Строительство авиабазы Желява началось в 1948 году, в бывшей Югославии. Она получила кодовое название «Объект 505». Спустя 20 лет база была готова. Суммарно на строительство было потрачено около 6 миллиардов долларов, а это в несколько раз больше, чем современные военные бюджеты таких стран, как Сербия и Хорватия вместе взятые. Такая сумма сделала этот проект одним из самых дорогих военных проектов в Европе.






Авиабаза Желява окружена минными полями.



Построенная база была предназначена для координации общенациональной сети радиолокаторов. Военный комплекс Желява способен был выдержать прямое попадание ядерной бомбы в 20 килотонн, что эквивалентно бомбе, сброшенной на Нагасаки. Авиабаза играла роль радара, который мог охватить все воздушное пространство Югославии. На момент постройки военная база Желява была крупнейшей в Европе.

Строительные работы начались с возведения взлётно-посадочных полос и рулёжных дорожек будущего аэродрома. Чуть позже были начаты горнопроходческие работы в скальном массиве горы. Как оказалось, гора состояла из весьма прочного доломита, что с одной стороны усложнило работы и заставило искать новые методы строительства (устройство анкеров в горной породе, цементирование породы и т. д.), а с другой стороны это был положительный фактор для будущей надежности подземной крепости.
Строительство производилось в режиме строгой секретности в 3 смены. На строительстве было задействовано 250 рабочих.

Суммарная длина коридоров этой подземной авиабазы составляет более 3,5 километров. Это позволяло разместить здесь 2 эскадрильи истребителей и эскадрилью разведки. Помимо этого на территории авиабазы находились казармы, столовая на 1000 мест, большие запасы топлива, провианта и боеприпасов. Все это позволило бы авиабазе автономно функционировать в течение 100 дней.



Во время Югославской войны 1991 года военную базу Желява было решено уничтожить, чтобы она не попала в руки врага. Причем уничтожение базы было спланировано при ее строительстве: были установлены специальные посты для взрывчатки. В 1992 году сербская армия провела дополнительный 56-мегатонный взрыв базы, чтобы окончательно ее уничтожить. Местные жители уверяют, что дым из тоннелей базы шел в течение полугода.



В 2004 и 2005 году здесь планировалось открыть жилища для беженцев. Однако план так и не удалось реализовать. Также было предложение сделать из авиабазы Желява учебные классы или казармы, но идея не увенчалась успехом. Последнее из предложений является предложение от властей города Бихач, вблизи которого и находится эта база. Они предложили сделать из авиабазы аэродром, но вопрос до сих пор остается открытым.


0
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.